|
У того, кто это придумал, больная фантазия. Вообще, надо же было такое выдумать!... Вот, например: С чьих слов знаем мы эту историю? Разумеется, поскольку ямщик умер, а кони не говорят - со слов товарища. Что же видим: ушло два ямщика, вернулся один. Привел коней, но денег или товаров покойного не привез, как и тела - сказал, что покойник сам просил похоронить его посреди глухой степи. Поспешил упомянуть, что ямщик просил у него перед смертью прощения за некое "зло". Зачем? Не затем ли, что это зло, и последующая их ссора, были известны всей деревне? И подозрительные соседи и родственники покойного могли заподозрить его, товарища, в убийстве? Поэтому и нужно ему было их уверить, что они с покойником примирились, хотя бы даже перед самой смертью. | Если ушло два ямщика, а вернулся один, первый вопрос будет такой: где твой товарищ, что с ним случилось? Можно сказать, что товарищ заболел и не смог сам идти дальше. Но тогда естественен следующий вопрос: ПОЧЕМУ ТЫ ЕГО НЕ ВЫВЕЗ? И вот на этот вопрос ответить уже нечего. Можно было бы, конечно, сразу соврать, сказав, что товарищ умер мгновенно (поскользнулся, упал и т.д.). Вот только именно этого ямщик и не делает! Он говорит, что его товарищ замерз. А это означает медленную смерть от холода. В таком случае, все что он скажет дальше, все его "напутствия" от друга и т.д. можно смело стряхивать с ушей, поскольку априори он и есть убийца. А значит, он может выдумать все, что ему вздумается, и веры ему нет. Но лично у меня возникает еще один вопрос: так почему же он так неумело соврал? Ведь явно же что-то не срастается в этой истории! На самом деле, даже если бы он соврал и умело, я бы и тогда не стал торопиться ему верить на месте жены и прочих. В этом отношении автор держит читателей за идиотов. А разгадка, на самом деле, проста. Если некоторые люди старшего поколения, это не делает их автоматически умнее поколения "Пепси". Я хочу процитировать книгу Шевцова "Очерки русской этнопсихологии": – Какого рожна их туда понесло? А?- спросил меня тогда Дядька.- Чего им в этой степи требовалось? – Причем тут степь?- пришел я в недоумение,- Они же ямщики… – Работа такая?- засмеялся Дядька | Главное - это правильно поставленный вопрос. И вопрос этот, какого хрена им там понадобилось. А ответ на этот вопрос - на этот раз из книги Медведьева "Зависшие между мирами": Давайте представим следующую ситуацию. Утром русские крестьяне выходят на околицу своего села и видят труп какого-нибудь «калики перехожего», умершего там ночью. Что делать? Безусловно, можно отнести его на кладбище и похоронить, однако селяне прекрасно знают, что это не решит возникшей проблемы. Да, тело действительно окажется на кладбище, но совсем не значит, что туда же последует и душа умершего. Что особенно важно, не просто последует, а главное — там и останется! Крестьяне знают, что в данном случае ничего хорошего не получится, так как душа, в виде призрака, будет «курсировать» между местом своей смерти и местом погребения. Согласно её новым возможностям, она может быть одновременно и там, и там. Причём будет не просто «курсировать»: неудовлетворённая своим «призрачным» состоянием, она будет досаждать проходящим мимо, привнося в их жизнь беды, невезение и страдания. Крестьяне, безусловно, хотели бы избавиться от нежданного «подарка», но сделать ничего не могут. И одна из главных причин этого — отсутствие каких-либо сведений об умершем. Без знания «сакрального» имени умершего и его религиозной принадлежности весьма сложно «закрепить» призрак души за остывшим телом. А без этого нет возможности, перенеся тело на место погребения, «замкнуть» его там. Нет никакой гарантии, что этот призрак не станет появляться на месте своей смерти, формируя пресловутую «черную полосу» неудач. Чтобы прояснить детали того, как эти самые крестьяне «выкручиваются» из сложной ситуации, давайте рассмотрим похороны их односельчанина, умершего обычной смертью. Во-первых, ему не позволят умирать на обычной кровати. Смерть на ней осквернит как её, так и место, где она находится. Если такое произойдёт, то кровать следует сжечь как нечистую, а самое место подвергнуть суровому очищению, прежде чем его займёт другая кровать. В противном случае говорить о возможности удаления души умершего из этого дома вряд ли получится. Все, кто после этого решится спать на этой кровати, «поимеет» весьма нежелательные «контакты» с душой умершего. Так что в русских деревнях умирающего старались, по мере приближения к смерти, переложить на смертный одр. «Одр» (от слова «драть, отдирать») означает настил из сломанных, но не срубленных или спиленных деревьев. Такой метод изготовления смертного одра предполагал особую, неокультуренную природу создаваемого настила. Нахождение на нём, в некотором роде, облегчало умирающему возможность покинуть этот мир. Находясь на «одре», он как бы «отрывался» от окультуренного пространства, что позволяло ему умереть более лёгкой смертью. Чаще всего этот «одр» делали на санях, ибо у славян было принято, независимо от сезона, именно на санях, своего рода «земных кораблях», отвозить умершего на кладбище. В сани обычно запрягали старую и бесполезную в хозяйстве лошадь, которую после поездки на кладбище полагалось умертвить. Дабы через неё умерший не нашёл бы обратного пути домой. Со временем понятие «одр», как особое лежбище на санях, перекочевало на название самой лошади. И в современном русском языке «одр» означает именно старую и бесполезную лошадь. | Опять вернемся к книге Шевцова: Когда я впервые услышал это слово, я попытался выяснить у Дядьки, откуда он его взял и что оно значит. Он мне ответил фразой, которая меня, честно говоря, сразила: – Что такое кляча, знаешь? – Ну… лошадь едва живая. – Кляча – это одер, на котором покойника везут в иной мир! На смертном одре, говорят! Кстати, и Маковский однозначно считает лошадь символом смерти и преисподней | Кстати, данная книга Шевцова хороша еще и тем, что в ней как раз и разбираются русские народные песни с позиции пространства, которое в ней создается, и кем оно создается, т.е. от чьего лица. Только делается это правильно. Короче, умирать поехали ямщики, по крайней мере, один из них. Умирать от старости, разумеется. И в деревне все об этом, конечно же, знали. PS Я бы все это сказал и автору, но на proza.ru почему-то отключили регистрацию. Вот так вот, вывесили ахинею и окуклились. С тех пор она и висит, смущает честной народ. Уже который год...
|
|
0 |