Регистрация Вход

Голосования

Какие из Читинских газет Вы читаете?

Степь да степь кругом.

Автор: Таня
Опубликовано: 3472 дня назад (23 октября 2014)
Рубрика: Без рубрики
Настроение: Приподнятое.
Играет: Как всегда Рыбников!
+3
Голосов: 3
Все знают песню, как замерзал ямщик в степи глухой.
будто бы он там один. А ведь по тексту он товарищу дает наказ, жене передать и схоронить где надо.
Вопрос: почему ямщик замерзает, а товарищ нет? Почему товарищ не может его спасти?
Монетка из магазина. | Фото женщины.
Комментарии (33)
Грек # 23 октября 2014 в 21:56 +3
Он наверно перед отъездом товарищу говорил, чтоб тот жене передал. А в степь один поперся. Может и не хотел оттуда возвращаться. Жёны порой такие бывают, что к ним не хочетси возвращаться 63
ra0uf # 23 октября 2014 в 21:58 +3
Степь да степь кругом,
Путь далек лежит,
В той степи глухой
Умирал ямщик.

И, набравшись сил,
Чуя смертный час,
Он товарищу
Отдает наказ:

Ты, товарищ мой,
Не попомни зла,
Здесь, в степи глухой,
Схорони меня!

Ты лошадушек
Сведи к батюшке,
Передай поклон
Родной матушке.

А жене скажи
Слово прощальное,
Передай кольцо
Обручальное.

Да скажи ты ей -
Пусть не печалится,
Пусть с другим она
Обвенчается.

Про меня скажи,
Что в степи замерз,
А любовь ее
Я с собой унес

УМИРАЛ ямщик,но не замерзал.
Таня # 23 октября 2014 в 21:58 +3
Нет, он говорил товарищу именно в смертный час, чуя его. Отдавал наказ.
А не запрягая лошадей возле дома )))
Грек # 23 октября 2014 в 22:00 +3
Ну вы как всегда молодцы, всё по местам расставите. Приболел или ранен был, но чуял, что не доехать ему ((
Таня # 23 октября 2014 в 22:00 +3
А, то есть он больной отправился в поездку, там состояние резко ухудшилось и он готовился...
А чего тогда жене просил передать, что замерз?
Чтоб она товарища поколотила за то, что не спас?
Или типа ей будет приятней знать, что умер он от переохлаждения, а не от болезни?
Грек # 23 октября 2014 в 22:01 +3
Может от венерического чего умирал, вот и не хотел, шоб жена то узнала?
Грек # 23 октября 2014 в 22:00 +3
О лошадях тоже беспокоится. Сначала о лошадках, потом о жене
ra0uf # 23 октября 2014 в 22:01 +3
Ой ну не могу,смеюсь аж слезы из глаз от комментов!!!!! rofl
Грек # 23 октября 2014 в 22:02 +3
Ничё смешного, ямщик то при смерти ((
Таня # 23 октября 2014 в 22:04 +3
Чтоб от венерического умереть, надо им болеть лет 20!
Да и супруга тоже должна быть больна почти столько же.
И носа уже бы не было к этому периоду. Хотя про нос в тексте не слова.
Таня # 23 октября 2014 в 22:02 +3
И еще. Лично я всегда пою именно Замерзал ямщик. и все, кто поет вокруг, так же.
В этом главная ошибка, переврали слова.
Хотя раз автора нет, значит и слов определенных тоже нет.
Грек # 23 октября 2014 в 22:07 +3
Короче и правда он замёрз тыц сюда...
Таня # 23 октября 2014 в 22:13 +3
Спасибо за информацию! Есть автор!!!
Грек # 23 октября 2014 в 22:05 +3
А может и правда замерз. Не обязательно же они вместе со товарищем должны были замерзнуть. А жена то его наверно и не любила. А то так бы любовью согрела своей
Таня # 23 октября 2014 в 22:12 +3
Согреешь тут, за сотню верст, жди. Могла только шерстяные варюжки да нососочки связать. И фуфайку какую-нибудь.
Грек # 23 октября 2014 в 22:13 +3
Ну ведь для любви расстояния нету? Али есть малехо?
Таня # 23 октября 2014 в 22:16 +3
Я так думаю. В душе то может и тепло от нее, и настроение бодрое, а вот кровеносной системе и бледной коже по барабану.
Грек # 23 октября 2014 в 22:18 +3
Дык любовь же сил придаёт. Вот о чём я 99
Таня # 23 октября 2014 в 22:19 +3
Сил то придает, а жару нет!!!
Попробуйте лично вы в состоянии пылкой любви по морозцу пробежаться голеньким и босичком.
Шибко согреет?
Грек # 23 октября 2014 в 22:21 +3
Я то не ямщик. А они, ямщики то бишь, люди закалённые. И ваще где взять эту любовь? Нету ка у меня её. Так что проверить не получится. Есть зима, любви нет ((
Таня # 23 октября 2014 в 22:23 +3
Как показывает народное творчество, закаленные люди тоже замерзают!
Таня # 23 октября 2014 в 22:24 +3
Хотя доля истины в ваших мыслях есть. Лидия Русланова в своей песне по морозу босиком к милому ходила.
Таня # 23 октября 2014 в 22:25 +3
пардон, не в тему, но почему то сразу хоббитов вспомнила с лохмотьями на подошвах )))
Грек # 23 октября 2014 в 22:30 +3
Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной, когда мои друзья со мной...

Не товарищ с ним нифига был значит
Таня # 23 октября 2014 в 22:33 +2
Верно подмечено!
И вообще, товарищ по работе не обязательно друг, правда? В песне речь идет о коллеге или о друге? наверное все же о коллеге. А они бывают гнидами.
ra0uf # 23 октября 2014 в 22:07 +3
Оказывается,не мы одни это обсуждаем.Вот:
Почему в песне про ямщика, сам ямщик замерзал, а его товарищ - нет?
Ingemar Tretnikoff Мастер (2399), Вопрос закрыт 2 года назад
Дополнен 2 года назад
Вместе ведь, наверное, ехали

Лучший ответ
Dr Динислам Мастер (1646) 2 года назад
данко сгорел светя другим, а он замерз согревая друггих.
6 ответов
Светлана Степанова Мудрец (12937) 2 года назад
Он порожняком ехал !
Марта Оракул (68548) 2 года назад
А товарищ пел об этом, пока не услышали
Людмила Попова Просветленный (39254) 2 года назад
товарищ не пил Иммунели
Олег Борода Мыслитель (8565) 2 года назад
Товарищ якут был, а ямщик лицо кавказской рациональности
dedylihka Мудрец (14327) 2 года назад
мало на грудь принял...
ra0uf # 23 октября 2014 в 22:15 +3
Нашел интересную информацию:

Степь да степь кругом
Борис Диденко
СТЕПЬ ДА СТЕПЬ КРУГОМ

Люди старшего и среднего поколения наверняка знают знаменитую русскую народную застольную песню «Степь да степь кругом», про замёрзшего в степи ямщика. Насчёт нынешней молодёжи, «поколения пепси» - не ручаюсь. Поэтому приведу текст.

Вообще-то это песня на слова Ивана Сурикова, музыка народная. СУРИКОВ Иван Захарович [25 марта (6 апреля) 1841, деревня Новосёлово Угличского уезда Ярославской губернии - 24 апреля (6 мая) 1880, Москва], русский поэт. Основные темы лирики — жизнь крестьянства, городской бедноты, картины природы, тяжёлое положение женщины. Многие его стихи стали народными песнями: «Рябина» («Что шумишь, качаясь...»), «В степи» (в народной обработке «Степь да степь кругом...») и др.


Ямщик (устар. от монг. ямчи — проводник или «дзям» — дорога; устар. ямской охотник) — кучер на государственной службе, выполнявший ямскую повинность, установленную в XVII веке в Русском царстве для почтовых перевозок, перевозок чиновников, казённых грузов и прочих государственных нужд. Вплоть до широкого распространения железнодорожного транспорта ямщики имели важное значение для экономики России.

ТЕКСТ ПЕСНИ – «СТЕПЬ ДА СТЕПЬ КРУГОМ»

Степь да степь кругом, путь далёк лежит,
В той степи глухой замерзал ямщик.

И набравшись сил, чуя смертный час,
Он товарищу отдавал наказ.

Ты, товарищ мой, не попомни зла,
Здесь в степи глухой схорони меня.

А коней моих сведи к батюшке,
Передай поклон родной матушке.

А жене скажи слово прощальное,
Передай кольцо обручальное.

Да скажи ты ей, что я в степи замёрз
И любовь её я с собой унёс.

Это советский самый ранний вариант, в исполнении Лидии Руслановой.


Потом некие культуртрегеры придрались к слову ЗАМЕРЗАЛ. Как так – замерзал, а товарищ его не спас? Какие, мол, дураки эти русские. И переделали на УМИРАЛ.

Степь да степь кругом,
Путь далек лежит,
В той степи глухой
УМИРАЛ ямщик.

И набравшись сил,
Чуя смертный час,
Он товарищу
Отдавал наказ:

«ты, товарищ мой,
Не попомни зла,
Здесь в степи глухой
Схорони меня!

Схорони меня
Ты в степи глухой,
А коней моих
Отведи домой.

Отведи домой,
Отдай батюшке,
Мой поклон земной
Родной матушке.

А жене младой
Ты скажи, друг мой,
Чтоб она меня
Не ждала домой.

Передай словцо
Ей прощальное
И отдай кольцо
Обручальное.

Пусть она по мне
Не печалится,
С тем, кто сердцу мил,
Пусть венчается ».

И умолк ямщик,
Кони ехали,
А в степи глухой
Бури плакали.

Однако это не снимало основного противоречия в песне – почему не привёз мёртвого, дабы отпеть и похоронить по православному обычаю? Здесь прослеживается иной, более глубокий и страшный смысл.

Ключевые слова в песне «ты, товарищ мой НЕ ПОПОМНИ ЗЛА»

В Словарях русского языка указывается. У Даля – «попомнить»: Запомнить, не забывать и припомнить вовремя, помнить ради злопамятства. Ладно, попомню я тебе! Простите братцы, не попомните вины моей. У Ушакова - «попомнить»: Запомнить обиду, оскорбление, нанесённое кем-нибудь, чтобы потом отомстить.

Умирающий ямщик нанёс некую страшную обиду своему «товарищу». И теперь просит прощения. Скорее всего здесь присутствует некий сексуальный аспект. Надругался над его невестой, а женился на другой. Или что-то в этом роде, что не преследовалось тогда по закону. Оставалось только мстить, и вся сельская община была бы на стороне мстителя.

В общем, дал умереть (замёрзнуть), а потом закопал кое-как как собаку.

Порывшись в Интернете, среди сотен текстов этой песни нашёлся лишь один анализ событий, изложенных в тексте песни, несколько отличный от моего и более жестокий. Автор мне неизвестен.


Текст Анонима

Всякому русскому человеку знакома печальная, берущая за душу история ямщика, который замерз в глухой степи. Она собирает аплодисменты на концертах русской песни, без нее не обходится ни одно хорошее застолье, ни один песенник... Но о чем же в действительности поется в этой песне?

Степь да степь кругом...
Путь далек лежит.
В той степи глухой
Замерзал ямщик.
И набравшись сил
Чуя смертный час,
Он товарищу
Отдавал наказ...

Стоп! Странный какой-то мороз в этой степи. Товарищ не замерз. Кони не замерзли. А ямщик - замерз?

Ты, товарищ мой,
Не попомни зла...

Довольно сильное в русском языке выражение. Тут не просьба "простить, если что не так" - тут извинение за конкретное, известное обоим зло, т.е. обиду или вред, нанесенные ямщику товарищем.

В той степи глухой
Схорони меня.

Что за диковинное желание - быть похороненным не в родной деревне, с дедами и прадедами, в церковной ограде, а "в степи глухой". Притом, что товарищу, с его конями и санями, не доставило бы никакого труда привезти тело домой или хоть до ближайшего погоста (стояли морозы) - а рытье могилы в степи, в промерзшей насквозь земле - дело хлопотное, требующее времени и инструментов.

А коней сведи
К отцу-батюшке,
Передай поклон
Родной матушке

Значит, батюшке - коней, матушке - поклон. Но ведь ямщики по степи не для моциона по зимам разъезжали. За работу они получали деньги, и немалые - ремесло ямщика было доходным. К тому же, из дому они уходили обычно на всю зиму, и у героя песни при себе должен был быть заработок за весь сезон. Где же эти деньги?

А жене скажи
Пусть не печалится -
С тем, кто по сердцу ей,
Обвенчается.

Конечно, как любящий муж, ямщик вовсе не хотел, чтобы его вдова извела себя от горя, или окончила свой век нищей бобылкой - но не удивительно ли, как категорично он просит, чтобы она тут же, еще башмаков не износивши, выскочила замуж? Впрочем, об этом позже.

Итак. С чьих слов знаем мы эту историю? Разумеется, поскольку ямщик умер, а кони не говорят - со слов товарища. Что же видим: ушло два ямщика, вернулся один. Привел коней, но денег или товаров покойного не привез, как и тела - сказал, что покойник сам просил похоронить его посреди глухой степи. Поспешил упомянуть, что ямщик просил у него перед смертью прощения за некое "зло". Зачем? Не затем ли, что это зло, и последующая их ссора, были известны всей деревне? И подозрительные соседи и родственники покойного могли заподозрить его, товарища, в убийстве? Поэтому и нужно ему было их уверить, что они с покойником примирились, хотя бы даже перед самой смертью. Кажется, картина ясна. Версия товарища шита белыми нитками. Ясно, что ямщик умер не своей смертью - товарищ убил его и ограбил, а тело скрыл в степи - наверняка, просто закопал в снегу, надеясь, что к весне труп станет неузнаваем. Но остается вопрос: зачем он придумал, что жена должна поскорее обвенчаться с тем, кто ей по сердцу? Какое убийце дело до матримониального устройства вдовы? Вернемся немного назад.

"С тем, кто по сердцу ей, обвенчается". Не "пусть найдет себе хорошего мужика, который ей будет по сердцу, и обвенчается с ним", а "с тем, кто по сердцу ей". По сердцу - уже сейчас. Что сие означает? Что у жены ямщика был какой-то кавалер, который был ей по сердцу - в отличие, заметим, от ямщика. Тогда этот куплет приобретает дополнительный смысл: пусть мол, наконец, перестанет печалиться - вероятно, за нелюбимым мужем, она печалилась - и обвенчается с тем, кого по-настоящему любит. Так какое же дело товарищу до всего этого? Слова ямщика, от начала до конца, он выдумал сам (вряд ли ямщик произносил такие речи, когда товарищ его убивал). Зачем? Не затем ли, что именно он, товарищ, был по сердцу жене покойного?

Тогда ясно и "зло", которое товарищу причинил ямщик - он отбил у него невесту. Вероятно, против ее воли - родители настояли. Может быть, ямщик им больше приглянулся, или был богаче - кто знает. Тут сразу становится ясно, отчего никто не поднял шуму из-за денег - товарищ тут же передал их своей новой супруге, - вдове ямщика.

"Батюшка" и "матушка" покойного, вероятно, были слабые старики, которые не осмелились связываться с наглым и опасным убийцей, которого поддерживала и вдова. Только бесхитростному добродушию и доверчивости русского народа следует приписать тот факт, что небылицам товарища все поверили, умилились, и сложили о них долгую, печальную песню.
10.01.2004.


Но на этом дело не кончается. Вот текст Сурикова (исходник).

Кони мчат-несут.
Степь всё вдаль бежит;
Вьюга снежная
На степи гудит.

Снег да снег кругом;
Сердце грусть берёт;
Про моздокскую
Степь ямщик поёт...

Как простор степной
Широко-велик;
Как в степи глухой
Умирал ямщик;

Как в последний свой
Передсмертный час
Он товарищу
Отдавал приказ:

«Вижу, смерть меня
Здесь, в степи, сразит, -
Не попомни, друг,
Злых моих обид.

Злых моих обид
Да и глупостей,
Неразумных слов,
Прежней грубости.

Схорони меня
Здесь, в степи глухой;
Вороных коней
Отведи домой.

Отведи домой,
Сдай их батюшке;
Отнеси поклон
Старой матушке.

Молодой жене
Ты скажи, друг мой,
Чтоб меня она
Не ждала домой...

Кстати, ей ещё
Не забудь сказать:
Тяжело вдовой
Мне её кидать!

Передай словцо
Ей прощальное
И отдай кольцо
Обручальное.

Пусть о мне она
Не печалится;
С тем, кто по сердцу,
Обвенчается!»

Замолчал ямщик,
Слеза катится...
Да в степи глухой
Вьюга плачется.

Голосит она,
В степи стон стоит,
Та же песня в ней
Ямщика звучит:

«Как простор степной
Широко-велик;
Как в степи глухой
Умирал ямщик».
1865

То есть в исходном тексте Сурикова всё-таки - умирал ямщик.


А жене скажи слово прощальное,
Передай кольцо обручальное.

Да скажи ты ей, что я в степи замёрз
И любовь её я с собой унёс.


Хочется поспорить с Анонимом. Итак. Аноним берёт стандартный современный вариант текста песни.
А вот стихотворение самого Сурикова, в итоге НАРОДНОЙ переработки именно стихов автора ставшее НАРОДНОЙ песней.

Кони мчат-несут.
Степь всё вдаль бежит;
Вьюга снежная
На степи гудит.

Снег да снег кругом;
Сердце грусть берёт;
Про Моздокскую
Степь ямщик поёт...

Как простор степной
Широко-велик;
Умирал ямщик;

Как в последний свой
Предсмертный час
Он товарищу
Отдавал приказ:

«Вижу, смерть меня
Здесь, в степи, сразит, -
Не попомни, друг,
Злых моих обид.

Злых моих обид
Да и глупостей,
Неразумных слов,
Прежней грубости.

(Да мало ли злых обид пронося люди друг другу?! Всяких глупостей вытворяют- не счесть.. Ещё и грубость припоминает, мелочь какая-то. Ещё б напомнил, что портянки его украл, когда они сушились. Так не убивать же за это. Мелковато для смертного греха. Так что несуразица получается. - Б.Д.).

Схорони меня
Здесь, в степи глухой;
Вороных коней
Отведи домой.

Отведи домой,
Сдай их батюшке;
Отнеси поклон
Старой матушке.

Молодой жене
Ты скажи, друг мой,
Чтоб меня она
Не ждала домой...

Кстати, ей ещё
Не забудь сказать:
Тяжело вдовой
Мне её кидать!

Передай словцо
Ей прощальное
И отдай кольцо
Обручальное.

Пусть о мне она
Не печалится;
С тем, кто по сердцу,
Обвенчается!»

Замолчал ямщик,
Слеза катится...
Да в степи глухой
Вьюга плачется.

Голосит она,
В степи стон стоит,
Та же песня в ней
Ямщика звучит:

«Как простор степной
Широко-велик;
Как в степи глухой
Умирал ямщик».
1865


Эта песня ( пока что стих) и стали основой воистину народной песни. Даже - застольной, а это есть высшее признание народа, кто бы её ни написал. Так вот, почти все песни про ямщиков поются от имени их самих. Об их горе, «Ах барин добрый барин , ей не быть уже моей, постылый выбрал, да богатый, уж не видать мне светлых дней…» И т.д.и п. Не таких уж богатые они были, как сообщает наш Аноним.

Игорь Дьяков постоянно говорит, иногда даже с пеной у рта, о русском Народе – это СТИХИЙНО ГЕНИАЛЬНЫЙ НАРОД. И вот в этом творческом переделе стиха Сурикова максимально отображён этот стихийное превращение в общем-то традиционного стихотворения – в трагическую балладу, балладу недосказанности. Как говорил поэт Валера наш Брюсов «Стреноженная мысль разит сильнее!»

И в песне Руслановой сказано, собственно, всё, что есть в остальных вариантах, но более сжато.

А жене скажи слово прощальное,
Передай кольцо обручальное.

Да скажи ты ей, что я в степи замёрз
И любовь её я с собой унёс.

Вот и всё сказано о свободе её. Она свободна. Любовь её унесена в могилу. Причём неизвестно где. Не это ли и замышлял ямщик? Суицид. Распахнул армяк, и через час - холодный. Полная свобода. И ходить к могиле незачем. А тут и «товарищ» подскакал.
Правда, указывается, что степь-то Моздокская – это ж север Старополья. Но может, и там зимой очень холодно.
Стихийный Русский Гений создал из второразрядного стихотворения Великую Русскую Народною песню, Балладу. Вот в чём проявился Стихийный Русский Гений…
3jmaq 3jmaq # 4 октября 2020 в 07:36 0
У того, кто это придумал, больная фантазия. Вообще, надо же было такое выдумать!...

Вот, например:
С чьих слов знаем мы эту историю? Разумеется, поскольку ямщик умер, а кони не говорят - со слов товарища. Что же видим: ушло два ямщика, вернулся один. Привел коней, но денег или товаров покойного не привез, как и тела - сказал, что покойник сам просил похоронить его посреди глухой степи. Поспешил упомянуть, что ямщик просил у него перед смертью прощения за некое "зло". Зачем? Не затем ли, что это зло, и последующая их ссора, были известны всей деревне? И подозрительные соседи и родственники покойного могли заподозрить его, товарища, в убийстве? Поэтому и нужно ему было их уверить, что они с покойником примирились, хотя бы даже перед самой смертью.
Если ушло два ямщика, а вернулся один, первый вопрос будет такой: где твой товарищ, что с ним случилось? Можно сказать, что товарищ заболел и не смог сам идти дальше. Но тогда естественен следующий вопрос: ПОЧЕМУ ТЫ ЕГО НЕ ВЫВЕЗ? И вот на этот вопрос ответить уже нечего. Можно было бы, конечно, сразу соврать, сказав, что товарищ умер мгновенно (поскользнулся, упал и т.д.). Вот только именно этого ямщик и не делает! Он говорит, что его товарищ замерз. А это означает медленную смерть от холода.

В таком случае, все что он скажет дальше, все его "напутствия" от друга и т.д. можно смело стряхивать с ушей, поскольку априори он и есть убийца. А значит, он может выдумать все, что ему вздумается, и веры ему нет.

Но лично у меня возникает еще один вопрос: так почему же он так неумело соврал? Ведь явно же что-то не срастается в этой истории! На самом деле, даже если бы он соврал и умело, я бы и тогда не стал торопиться ему верить на месте жены и прочих. В этом отношении автор держит читателей за идиотов.

А разгадка, на самом деле, проста. Если некоторые люди старшего поколения, это не делает их автоматически умнее поколения "Пепси". Я хочу процитировать книгу Шевцова "Очерки русской этнопсихологии":


– Какого рожна их туда понесло? А?- спросил меня тогда Дядька.- Чего им в этой степи требовалось?
– Причем тут степь?- пришел я в недоумение,- Они же ямщики…
– Работа такая?- засмеялся Дядька

Главное - это правильно поставленный вопрос. И вопрос этот, какого хрена им там понадобилось. А ответ на этот вопрос - на этот раз из книги Медведьева "Зависшие между мирами":

Давайте представим следующую ситуацию. Утром русские крестьяне выходят на околицу своего села и видят труп какого-нибудь «калики перехожего», умершего там ночью. Что делать? Безусловно, можно отнести его на кладбище и похоронить, однако селяне прекрасно знают, что это не решит возникшей проблемы. Да, тело действительно окажется на кладбище, но совсем не значит, что туда же последует и душа умершего. Что особенно важно, не просто последует, а главное — там и останется! Крестьяне знают, что в данном случае ничего хорошего не получится, так как душа, в виде призрака, будет «курсировать» между местом своей смерти и местом погребения. Согласно её новым возможностям, она может быть одновременно и там, и там. Причём будет не просто «курсировать»: неудовлетворённая своим «призрачным» состоянием, она будет досаждать проходящим мимо, привнося в их жизнь беды, невезение и страдания.

Крестьяне, безусловно, хотели бы избавиться от нежданного «подарка», но сделать ничего не могут. И одна из главных причин этого — отсутствие каких-либо сведений об умершем. Без знания «сакрального» имени умершего и его религиозной принадлежности весьма сложно «закрепить» призрак души за остывшим телом. А без этого нет возможности, перенеся тело на место погребения, «замкнуть» его там. Нет никакой гарантии, что этот призрак не станет появляться на месте своей смерти, формируя пресловутую «черную полосу» неудач.

Чтобы прояснить детали того, как эти самые крестьяне «выкручиваются» из сложной ситуации, давайте рассмотрим похороны их односельчанина, умершего обычной смертью.

Во-первых, ему не позволят умирать на обычной кровати. Смерть на ней осквернит как её, так и место, где она находится. Если такое произойдёт, то кровать следует сжечь как нечистую, а самое место подвергнуть суровому очищению, прежде чем его займёт другая кровать. В противном случае говорить о возможности удаления души умершего из этого дома вряд ли получится. Все, кто после этого решится спать на этой кровати, «поимеет» весьма нежелательные «контакты» с душой умершего.

Так что в русских деревнях умирающего старались, по мере приближения к смерти, переложить на смертный одр. «Одр» (от слова «драть, отдирать») означает настил из сломанных, но не срубленных или спиленных деревьев. Такой метод изготовления смертного одра предполагал особую, неокультуренную природу создаваемого настила. Нахождение на нём, в некотором роде, облегчало умирающему возможность покинуть этот мир. Находясь на «одре», он как бы «отрывался» от окультуренного пространства, что позволяло ему умереть более лёгкой смертью.

Чаще всего этот «одр» делали на санях, ибо у славян было принято, независимо от сезона, именно на санях, своего рода «земных кораблях», отвозить умершего на кладбище. В сани обычно запрягали старую и бесполезную в хозяйстве лошадь, которую после поездки на кладбище полагалось умертвить. Дабы через неё умерший не нашёл бы обратного пути домой. Со временем понятие «одр», как особое лежбище на санях, перекочевало на название самой лошади. И в современном русском языке «одр» означает именно старую и бесполезную лошадь.

Опять вернемся к книге Шевцова:
Когда я впервые услышал это слово, я попытался выяснить у Дядьки, откуда он его взял и что оно значит. Он мне ответил фразой, которая меня, честно говоря, сразила:
– Что такое кляча, знаешь?
– Ну… лошадь едва живая.
– Кляча – это одер, на котором покойника везут в иной мир! На смертном одре, говорят!
Кстати, и Маковский однозначно считает лошадь символом смерти и преисподней

Кстати, данная книга Шевцова хороша еще и тем, что в ней как раз и разбираются русские народные песни с позиции пространства, которое в ней создается, и кем оно создается, т.е. от чьего лица. Только делается это правильно.

Короче, умирать поехали ямщики, по крайней мере, один из них. Умирать от старости, разумеется. И в деревне все об этом, конечно же, знали.

PS

Я бы все это сказал и автору, но на proza.ru почему-то отключили регистрацию. Вот так вот, вывесили ахинею и окуклились. С тех пор она и висит, смущает честной народ. Уже который год...
Таня # 23 октября 2014 в 22:17 +3
Виктор, Грек выложил то же самое, но в сжатом виде под фразой "Тыц сюда" )))
ra0uf # 23 октября 2014 в 22:20 +3
Не обратил внимания,звиняюсь!
Само главно-до самих корней докопавшись!
Таня # 23 октября 2014 в 22:22 +3
да, теперь точно знаем, что пела я правильно )))И тему задала верную, ЗАМЕРЗАЛ!!!
Грек # 23 октября 2014 в 22:22 +3
Вот теперь из за вас лежи полночи и думай нафуя там ямщик замерзал ((
ra0uf # 23 октября 2014 в 22:24 +3
Это точно!Ночью приснится!


← Назад