Регистрация Вход

Дом Фукса-Энгеля.

чита
Дом Фукса-Энгеля. 

Рейтинг: +2

Просмотров: 3155

17 февраля 2014

ra0uf

Вернуться к альбому
Вернуться к списку альбомов
Код для вставки на форумы:
Теги: чита
Комментарии (5)
Таня # 17 февраля 2014 в 22:09 +1
А рассказать про домик???
Павел # 17 февраля 2014 в 22:10 +2
Можно я, можно я!

Построил дом в 1912 году на улице Охотской, так тогда она называлась, Давыд Фукс – богатый читинский промышленник. Он занимался производством хлеба и молока, но особенно гордился своей фабрикой по изготовлению дрожжей. Однако, прожил в новом доме Давыд Фукс недолго. Он вполне разумно предположил, что скоро советская власть не позволит ему пользоваться недвижимостью и, чтобы сохранить деньги, а потратил он на строительство почти 14 тысяч рублей, он решил продать дом.

Энгель купил этот дом у этого промышленника в 1921 году и, получается, жил он совсем не долго в этом доме, но успел оставить свой неизгладимый след – посему известен дом: вот эти росписи на потолке замечательные, лепнина – это все сделано художником Энгелем.

Русский художник с немецким именем Генрих Энгель прожил в доме около года. В 1922 году дом, выражаясь формулировкой того времени, сделали достоянием народа. Энгель уехал из Читы. Большевики тщательно замазали известью росписи на потолке. Персидские мотивы Энгель привез из Тегерана, где в 1902 году он руководил работами по отделке дворца персидского шаха. После отъезда художника в доме открыли управление милиции, позже здесь был приемник-распределитель для детей, болеющих туберкулезом.

В 1936 году из дома сделали ресторан. Следом здесь открылся детский сад. Только 14 лет назад во время ремонта случайно нашли роспись на потолке, потом обнаружилась и вторая. Несколько лет назад одну из росписей отреставрировали студенты художественного отделения. Вторая роспись остается нетронутой, потому что дом является памятником архитектуры и градостроительства и, по правилам, реставрировать предметы искусства такой ценности могут только специалисты очень высокого класса, однако официально таких реставраторов в Забайкалье нет. Сколько еще под совдеповской плиткой и известкой хранится сюрпризов пока неведомо, однако, раскрывать свои тайны этот дом уже начал.
ra0uf # 17 февраля 2014 в 22:14 +3










ra0uf # 17 февраля 2014 в 22:10 +3
История детского сада

Всем понятно, что без прошлого нет настоящего и тем более будущего. Воспитывая детей, мы должны научить их самому главному - уметь ценить, любить и уважать свои родные места, знать историю этих мест. А уж если посчастливилось не просто побывать, а находиться в доме с богатым прошлым, тот как ни гордиться этим, как ни помочь сохранить историю для других!

История маленькой Читы – история России.
П. А. Кропоткин

Так случилось не сегодня и не вчера, что мы редко вглядываемся в красоту зданий, необычных домов, а их, к сожалению, остается все меньше.

Вот и я совсем недавно узнала об уникальности, неповторимости архитектурного памятника, дома Фукса - Энгеля (ныне детский сад №47), которому в этом году исполняется 100 лет! Этот факт описан в книге «Старая Чита» Владимира Григорьевича Лобанова: «На улице Охотской (ныне имени Декабристов) небольшой изящный особняк, несомненно, привлечет ваше внимание – это дом Фукса – Энгеля.

Строил дом Давыд Зевельевич Фукс в 1912 году по проекту инженера – подпоручика Носкова. Судя по фасаду дома, инженер - подпоручик имел незаурядный художественный вкус, и это позволило ему сделать проект одного из лучших в городе зданий. Симметричный фасад, благородные пропорции, богатое убранство из кирпича над центральным парадным входом и боковые ризалиты с оригинальным завершением на фронтоне – все это привлекает глаз прохожего.

Отец домовладельца, мещанин Зевель Зельманович Фукс, был одним из первых жителей нашего города. Он был избирателем еще в первую городскую думу, избранную на срок с 1876 по 1880 гг. Зевель Фукс содержал слесарно – мединицкую мастерскую с годовым оборотом в 700 рублей, что позволило ему быть по своим доходам в числе первых из 30 ремесленников. К 1905 г. Фукс мог позволить себе удовольствие купить земельный участок у самого Льва Алексеевича Короткова.

К моменту постройки дома Фукс уже не держал слесарную мастерскую, он передал ее Смазиновичу. Зато Фукс теперь торговал хлебом, держал молочную торговлю. Главной гордостью Фукса была фабрика дрожжей. Все свое производство Фукс содержал не в ограде нового доходного дома, а в соседнем квартале, где на улице Камчатской (им. Столярова) у него была еще одна усадьба.

В момент продажи дома Г. Энгелю, в 1912г., Фукс не нуждался в деньгах, скорее он проявил разумную осторожность, вполне резонно рассудив, что советская власть не даст ему долго пользоваться недвижимостью. Дом, построенный Давидом Зевельевичем Фуксом, был итогом труда трех поколений, и Фукс решил сохранить хотя бы деньги. В советское время, в 1923г., Фукс еще продолжал торговлю хлебом с годовым оборотом в 10 тысяч рублей. Сумма немалая, если вспомнить, что дом обошелся ему в 13800 рублей. Но вскоре, в 1926г., Фукс прекратил торговую и финансовую деятельность. Его дальнейшая судьба неизвестна.

Совсем другим человеком был Генрих Генрихович Энгель – новый владелец дома. Человек, имеющий огромный талант, судьба которого долгое время была неизвестна.

Молодым человеком в возрасте 20 лет он окончил художественно – промышленное училище в Баку, в 1900 году. В это время персидский шах обратился за помощью к российскому правительству. Он просил помочь в отделке своего дворца. Один из педагогов Энгеля порекомендовал его для этой работы, ибо хорошо знал способности молодого художника. Энгелю дали в помощь около 40 помощников и отправили в Тегеран. Через 2 года Генрих Генрихович возвратился с триумфом. Работа по отделке дворца была сделана настолько хорошо, что заслужила особой благодарности шаха, сделанной официально через министерство Двора в адрес России.

Энгель вернулся в Баку и получил много заказов. В это время об успехах живописца узнает богатейший иркутский купец Второв. По его приглашению Энгель едет в Иркутск и с успехом выполняет заказ по отделке нового Второвского пассажа, а затем его зовет наместник императора на Дальнем Востоке Е.И.Алексеев, и молодой художник отправляется в Порт – Артур, где начинает отделку и роспись дворца наместника. Война с Японией прерывает эту работу, и Энгель уезжает в Читу. В нашем городе он принимает участие в художественном оформлении новых домов наших купцов: Хлыновского, Игнатьева и Полутова. Незаурядный художник, он занимал помещения в разных домах и держал там художественную мастерскую. В 1914 г. он работал в доме Криворучко на Коротковой улице и давал в газету такую рекламу: «Живописные и художественные работы, украшение церквей, образа, иконостасы, роспись комнат, декорации, живопись и портреты по стеклу, фарфору, атласу».

В том же 1924 г. Генрих Генрихович приобретает вновь построенный театр с кино - иллюзионом «Золотой рог» в доме Бутаковой, недалеко от гостиницы «Даурия». На новом месте талант Энгеля проявился вполне. Под его руководством создаются декорации и костюмы театра. Несмотря на то, что спектакли в театре «Золотой Рог» были любительскими, нерегулярными, выбор костюмов был богатейший. Театр «Золотой Рог» давал спектакли и на профессиональном уровне. Это было в 1919 г., когда в Чите оказалось множество хороших актеров, бежавших из голодной России, и им очень кстати пришелся этот небольшой уютный театр.

Кино – иллюзион «Золотой Рог» в период 1914-1922 гг. входил в тройку лучших кинотеатров города, и в этом несомненная заслуга Генриха Генриховича Энгеля. Во время прихода к власти большевиков в 1918 г. Энгель отказался от сотрудничества и выехал из Читы. Как было ему, привыкшему к свободе вольного художника, выдержать такие условия, какие поставил Совет городского хозяйства, выдавая в 1918 г. разрешение на работу иллюзиона!

Можно представить себе хозяина кинотеатра, который принимает свое же имущество под расписку (имущество Энгеля считалось уже достоянием народа), отчитывается ежедневно и не волен показать кинобоевик, который с трудом добыл у конкурентов.

Энгель отказался и аренду иллюзиона передал Эдуарду Антоновичу Ржечинскому.

Энгель вновь появился в Чите осенью 1918 г., когда к власти пришел атаман Семенов. Эти два года, 1919-1920, были весьма успешными годами работы Генриха Генриховича в Чите. Он бесплатно показывал кино юнкерам и малоимущим. Театр «Золотой Рог» успешно ставил серьезные постановки. В это время в театре давал концерты итальянский тенор Орис, состоялся бенефис известной актрисы М.Д. Берс.

Но войска атамана Семенова ушли, Энгель некоторое время сотрудничал с новой властью. В период ДВР кино - иллюзион «Золотой Рог» был одним из немногих, который ставил картины в 1921-1922 гг.

После конфискации дома в 1922 г. Энгель выехал из Читы. А в августе 1926 г. в газете «Забайкальский рабочий» неожиданно появляется объявление о том, что вернувшийся из центра художник Г.Г. Энгель вновь принимает заказы на изготовление вывесок и выполняет другие художественные работы на улице Ингодинской, 84. Особенно было подчеркнуто, что фирма Энгеля работает с 1907 г.

Своим домом на Охотской улице Г.Г. Энгель вряд ли пользовался больше года. Не имея недвижимости, он вновь стал художником. В это время ему было 45 лет от роду. Вскоре Энгель уезжает в Харбин. Здесь он нашел свою вторую родину. Он преподает уроки художественного мастерства в разных учебных заведениях и принимает участие в отделке новых зданий, которых здесь строилось немало. Упоминание о работе Энгеля в Харбине попадается в местных газетах до 1935 года. А дом стоит, его судьба независима от судьбы его хозяев.

В 1917 г. здесь было управление милиции 2-го района, оно было и в 1919 г. и до 1937 г. В 1919 г. в доме жил японец Хирагава и районный попечитель 6-го участка, известный коммерсант Евсей Самсонович.

В январе 1925 г. для беспризорных детей, больных туберкулезом, здесь был создан и работал приемник – распределитель на 20 мест. В 1936 г. в доме располагался интернат. В наше время дом занимает детский сад №47» [2, с.77].

Талантливый краевед, историк В.Г. Лобанов ушел из жизни в июне 2001 года. А еще в 1997 г. он вел диалог с читателем в газете «Ваша реклама»; рассуждал об историческом прошлом города в рубрике «Чита старинная, экзотическая». В одном из таких рассказов о нашей столице Владимир Григорьевич поведал об истории особняка Фукса – Энгеля, в статье была размещена и фотография здания, сделанная еще в 1978 г. самим краеведом [1].

Весной 1997 г. особняк вновь приоткрывает завесу своего прошлого: при ремонте здания здесь обнаружили росписи потолков. Об этом написано в книге И.Г.Куренной «Чита. Город во времени». Здесь, в статье «Шагающий ангел», Нина Ивановна Хамина, ведущий специалист архитектурного строительного отдела Центра по сохранению историко–культурного наследия Читинской области, пишет: «Впервые мы увидели элемент интерьера в доме самого художника, человека с достатком, украшающего свое жилище согласно собственному вкусу и моде того времени. Может быть, здесь была детская… В углах потолка четырежды изображен живописный сюжет с ангелом. На фоне облака он шагает с поднятой рукой, за которой летят легкие, написанные тончайшими лессировками цветы и травинки. Широкая зелёная лента обрамляет угловые сюжеты. Вокруг лепной розетки как бы парят в пространстве сказочные цветы – все это создает ощущение динамики. Отсюда и появилось название этой первой росписи – «Шагающий ангел».

Позднее в других помещениях детского сада были расчищены расписанные потолки с различными угловыми сюжетами, но уже с знакомыми нам композиционными приемами. Эта комната получила название «Пейзажи». Основное поле росписи – светло–зеленый фон, где по углам потолка в овальных медальонах прописаны удивительные осенние пейзажи. Интересно и еще одно открытие: при ближайшем рассмотрении сохранившихся медальонов пейзажи оказываются разными. На одном из них серо–голубое небо с низкими облаками, слева – осенний лес, на переднем плане, у воды – пожелтевшая трава. Другой пейзаж несколько отличается от первого – художник свободен и не повторяет деталей.

Комната с третьей росписью получила название «Натюрморты». Вновь угловое расположение сюжетов и круглая розетка с лепниной в центре. На этот раз взору предстали милые натюрморты, которые радовали глаз обитателей дома почти сто лет назад. В большой хрустальной вазе на высокой ножке лежат два красных яблока, гроздь винограда и две аппетитные груши. А вот другой натюрморт – круглый кувшин с узким горлом и изогнутой ручкой, рядом спелая груша, яркая долька арбуза, яблоки и виноград. В двух других уголках потолка - красные арбузы с черными косточками и фрукты. Натюрморты изображены на небесно - голубом фоне, создающем иллюзию объема и пространства так же, как в росписи с «Ангелом», и обрамлены четкой сине – зеленой линией, выделяющей собственно угловой сюжет. На фоне темно – бежевого потолка просматриваются бледно – розовые цветы, а по периметру, объединяя угловые сюжеты, вьется зеленая ветвь со сложными листьями. Расписанные потолки придавали интерьерам особый колорит, создавали особое настроение. Сегодня, засыпая, на них смотрят малыши в детском саду. Широкая палитра красок в «Шагающем ангеле», холодные осенние тона в «Пейзажах», яркие – в «Натюрмортах».

И вот март 1999 года – снова находка! На этот раз Шумовский дворец приоткрывает одну из своих тайн. Те же знакомые композиционные приемы, тонкий слой масляной краски по загрунтованной проолифленной штукатурке. Вся роспись выдержана в пастельных тонах. Здесь мы видим большие стилизованные цветы, похожие на тюльпаны, с удивительными изогнутыми листьями, и тонкая золотистая линия (как в «Шагающем ангеле») обрамляет роспись, образуя плавные завитки и изогнутые линии.

Оба здания построены в 1921-1915 годах, в период расцвета капитального строительства, и очень может быть, что сегодня в Чите монументальная живопись в интерьерах ХХ века представлена мастерской одного художника. Для горожан, живущих уже в ХХI веке, росписи Энгеля представляют большую ценность, открывая новую, пока не изученную для нас страницу культурного наследия» [5, с.272].

Действительно, эта страница культурного наследия для нас не изучена, а будет ли, зависит от нас, благодарных потомков.

Годом позднее в газете «Культура Забайкалья» Нина Ивановна Хамина опять обратилась к поднятой ранее теме росписи стен и потолков зданий – памятников, подчеркнув их особую ценность. Автор в статье «Тайны старых домов» сообщает, что наиболее сохранившийся фрагмент росписи «Шагающий ангел», взятый из дома Фукса – Энгеля, был демонтирован и хранится в Центре по сохранению историко – культурного наследия. Были выполнены первые работы по фиксации росписей в натуральную величину – картоны [4, с.3].

Как было сказано выше, ныне в здании располагается детский сад № 47. Первой заведующей дошкольного учреждения стала Нина Павловна Марченко. Изучив предоставленные нам данные, мы пришли к выводу, что Нина Павловна руководила детским садом с конца 50-х по 1971 гг. Далее этот пост занимала Н. Г. Кудрявцева (1971-1975 гг.), затем Р. П. Сиряк (1975-1979 гг.), Т.М. Саложина (1979-1984 гг), Л.И. Булычева (1984-1989 гг.), Л.П. Савова (1989-2004 гг), Н. К. Размахнина (2004 – 2010гг.), Е.А. Горбунова (2010-2012гг.), в данный момент детским садом руководит И.В. Лустикова.

Сегодня детский сад №47 посещают дети в возрасте от трех до семи лет. Функционирует 4 группы: младшая, средняя, старшая, подготовительная. В детском саду имеется зимний сад, в котором решаются задачи экологического, трудового воспитания; «Горница» - организация питания детей, трудовое воспитание; музыкальный зал (совмещен с физкультурным); логопункт - коррекция речевого развития; огород на открытом грунте, расположенный на хорошо освещенном пространстве, на котором выращиваются районированные культуры, неприхотливые к условиям обитания и привлекаемые для проведения наблюдений, что позволяет реализовывать принцип регионального компонента.

Наличие огорода позволяет работать с целым коллективом детей, подгруппой или индивидуально. Он служит не только объектом и средством деятельности ребенка, но и предоставляет возможность методом проекта формировать познавательные интересы посредством опытно-экспериментальной, трудовой деятельности.

В ДОУ реализуется программа развития и воспитания детей «Детство» под редакцией В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой и др. с использованием парциальных программ: «Ладушки», «Основы безопасности детей дошкольного возраста», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Ведет работу в рамках художественно–эстетического направления. На базе детского сада создана и функционирует группа кратковременного пребывания детей, не посещающих ДОУ. МБДОУ сотрудничает с детской библиотекой по улице Н. Островского, Областным краеведческим музеем, Забайкальским государственным театром кукол, Краевым театром драмы, музеем Декабристов, зоопарком, МОУ «СОШ №18». Также сотрудничает с родителями воспитанников.

За годы работы детский сад был неоднократно отмечен, награждались и работники учреждения почетными грамотами на разном уровне: Управлением Специального образования Министерства образования Российской Федерации, оргкомитетом Всероссийского конкурса директором консультативного центра института возрастной физиологии РАО Т.А. Филипповой, мэром города А.Д. Михалевым, ректором ЧИПКРО Т.Н. Рыжковой, председателем комитета образования г. Читы Н.Н. Ждановой, в 2008 г. получил «Золотую елочную ветвь» за лучшую подготовку к новому учебному году, главным врачом ГУЗ «КСДР №1» Г.П. Горбач, председателем комитета образования администрации городского округа «Город Чита» О.И. Кирик.

В дальнейшем планируем построить работу с детьми, родителями воспитанников, опираясь на принципы гендерного воспитания.

Но наша главнейшая задача – сохранить памятник архитектуры, особняк, имеющий вековую историю. О культурном наследии Читы в последнее время печатается материал на страницах газеты «Читинское обозрение». Автор рубрики «Прогулки по родному городу» Александр Лыцусь рассказывает о судьбах зданий. Так, в одной из последних статей краевед повествует о доме Полутова. Это тоже памятник архитектуры, отметивший свой вековой юбилей [3, с.29].

К сожалению, таких зданий осталось немного.

Возвращаюсь к тому, с чего начала: вглядимся в неповторимость особняка Фукса – Энгеля, поздравим его со столетием, сохраним здание. Тогда «шагающий ангел» нас не оставит…

Список литературы:

Дом Фукса – Энгеля: Чита старинная, экзотическая // Ваша реклама. – 1997.-27 февраля.
Лобанов В.Г. Старая Чита. Документальный рассказ. – Изд. 2-е, испр. и доп. - Чита: Степанов М.А., 2003.- 336с.
Столетие дома Полутова // Читинское обозрение. – 2012.- №3.- С.29.
Тайны старых домов: Наше наследие// Культура Забайкалья.- 2007. – 15 ноября.-№46.
Чита. Город во времени / сост. и отв. ред. И. Г. Куренная. Изд. 2-е, доп. и перераб. – Чита: Стиль, 2006. – 360 с. (ил.).
Таня # 17 февраля 2014 в 22:17 0
У нас что, новый конкурс, кто больше выложит информации?
Всем спасибо. Я сад такой знаю, но не знала, что это исторический дом.
Вопрос. Ну зачем коммуняки роспись то залепили? Это же красиво, я не понимаю...


← Назад